7.30 ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ БЕРЕГОВОЙ ОПОРЫ ПОД ДЕЙСТВИЕМ СЕЙСМИЧЕСКИХ СИЛ
Abstrak
В статье рассмотрены причины разрушения транспортных сооружений под действием сейсмических и вибродинамических сил и способы уменьшения активного давления грунта, воздействующего на береговую опору.
Ключевые слова: Береговая опора, свая, грунт, активное давление, сейсмическая сила, авария.
ВВЕДЕНИЕ
К сожалению, аварии и разрушения строительных конструкций, зданий и сооружений, в том числе и транспортных сооружений (и, в частности, мостов), в последнее время стали обычным явлением, о чем говорят, например, результаты анализа, проведенные авторами работ [1]. На основе этого анализа можно сформулировать следующие выводы применительно к транспортным сооружениям:
- аварии и разрушения транспортных сооружений происходили в прошлое время, имеют место в настоящее время и скорее всего, будут происходить в будущем;
- аварии и разрушения транспортных сооружений происходят во всех уголках земного шара, во всех странах, независимо от их экономического состояния; при этом наличие большого количества транспортных сооружений может являться причиной большего количества их аварий и разрушений;
- ухудшение экономического состояния, кризисы обычно приводят к возрастанию количества аварий и разрушений транспортных сооружений;
- реальных причин для снижения количества аварий и разрушений транспортных сооружений в ближайшее время не предвидится, причем разрушению будут подвергаться в основном транспортные сооружения, длительное время находящиеся в эксплуатации;
- систематизация информации об авариях и разрушениях транспортных сооружений, изучение причин их появления, доведение этой информации до специалистов, занимающихся проектированием, строительством и эксплуатацией транспортных сооружений, позволит уменьшить количество аварий, снизить тяжесть их последствий;
- изучение причин наступления аварийных ситуаций и разрушения транспортных сооружений и способов их предотвращения при подготовке инженерных и научных кадров для отрасли транспортного строительства также позволит снизить интенсивность наступления таких событий [1].
Насыпь, перед береговой опорой моста колеблется под действием сейсмических и вибродинамических сил. В результате этих колебаний за счёт увеличения амплитуд собственных колебаний возникают разрушения. 1-рис.
Рис.1. Разрушение насыпи перед береговой опорой
Безопасная работа транспортных сооружений в основном зависит от выполнения процессов проектирования, постройки и эксплуатации по нормам. Уменьшение сил, действующих на береговую опору моста, позволит снизить амплитуд максимальных колебаний сооружений.
Напряженное состояние моста под действием сейсмических сил в основном обусловлено сжатием и деформацией грунта на строительной площадке под действием внешних сил. В зависимости от амплитудных характеристик колебаний грунта работы по усилению железнодорожных мостов следует проводить различными способами. В противном случае сейсмические и вибродинамические силы вызовут обрушение конструкций. В этом случае необходимо обеспечить совместную работу моста и земляное полотно под воздействием сейсмических сил [2].