7.30 ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ БЕРЕГОВОЙ ОПОРЫ ПОД ДЕЙСТВИЕМ СЕЙСМИЧЕСКИХ СИЛ

Авторы

  • Абдужабаров Абдухимит Халилович, д.т.н., профессор Мехмонов Машхурбек Хусен угли, (PhD), доцент Бегматов Пардабой Абдурахимович, (PhD), доцент Таджибаев Шерзод Амиркулович, (PhD), доцент в.б.

Аннотация

В статье рассмотрены причины разрушения транспортных сооружений под действием сейсмических и вибродинамических сил и способы уменьшения активного давления грунта, воздействующего на береговую опору.

Ключевые слова: Береговая опора, свая, грунт, активное давление, сейсмическая сила, авария.

ВВЕДЕНИЕ

К сожалению, аварии и разрушения строительных конструкций, зданий и сооружений, в том числе и транспортных сооружений (и, в частности, мостов), в последнее время стали обычным явлением, о чем говорят, например, результаты анализа, проведенные авторами работ [1]. На основе этого анализа можно сформулировать следующие выводы применительно к транспортным сооружениям:

- аварии и разрушения транспортных сооружений происходили в прошлое время, имеют место в настоящее время и скорее всего, будут происходить в будущем;

- аварии и разрушения транспортных сооружений происходят во всех уголках земного шара, во всех странах, независимо от их экономического состояния; при этом наличие большого количества транспортных сооружений может являться причиной большего количества их аварий и разрушений;

- ухудшение экономического состояния, кризисы обычно приводят к возрастанию количества аварий и разрушений транспортных сооружений;

 - реальных причин для снижения количества аварий и разрушений транспортных сооружений в ближайшее время не предвидится, причем разрушению будут подвергаться в основном транспортные сооружения, длительное время находящиеся в эксплуатации;

- систематизация информации об авариях и разрушениях транспортных сооружений, изучение причин их появления, доведение этой информации до специалистов, занимающихся проектированием, строительством и эксплуатацией транспортных сооружений, позволит уменьшить количество аварий, снизить тяжесть их последствий;

- изучение причин наступления аварийных ситуаций и разрушения транспортных сооружений и способов их предотвращения при подготовке инженерных и научных кадров для отрасли транспортного строительства также позволит снизить интенсивность наступления таких событий [1].

Насыпь, перед береговой опорой моста колеблется под действием сейсмических и вибродинамических сил. В результате этих колебаний за счёт увеличения  амплитуд собственных колебаний возникают разрушения. 1-рис.

 

   

Рис.1. Разрушение насыпи перед береговой опорой

Безопасная работа транспортных сооружений в основном зависит от выполнения процессов проектирования, постройки и эксплуатации по нормам. Уменьшение сил, действующих на береговую опору моста, позволит снизить амплитуд максимальных колебаний сооружений.

Напряженное состояние моста под действием сейсмических сил в основном обусловлено сжатием и деформацией грунта на строительной площадке под действием внешних сил. В зависимости от амплитудных характеристик колебаний грунта работы по усилению железнодорожных мостов следует проводить различными способами. В противном случае сейсмические и вибродинамические силы вызовут обрушение конструкций. В этом случае необходимо обеспечить совместную работу моста и земляное полотно под воздействием сейсмических сил [2].

Опубликован

2024-05-25

Как цитировать

Абдужабаров Абдухимит Халилович, д.т.н., профессор Мехмонов Машхурбек Хусен угли, (PhD), доцент Бегматов Пардабой Абдурахимович, (PhD), доцент Таджибаев Шерзод Амиркулович, (PhD), доцент в.б. (2024). 7.30 ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ БЕРЕГОВОЙ ОПОРЫ ПОД ДЕЙСТВИЕМ СЕЙСМИЧЕСКИХ СИЛ. Научный журнал Инновационные технологии в строительстве, 7(1), 115–119. извлечено от https://inntechcon.uz/index.php/current/article/view/250