4.9 ФОРМИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ЭТИКИ

Авторы

  • Салимов Бахриддин Лутфуллаевич. Профессор Ташкентского государственного транспортного университета

Аннотация

  

 Aннотация. Инженерная этика фокусирует внимание на поведении инженера и разработке этических норм, регулирующих его профессиональную деятельность. Инженерная этика относится к так называемой прикладной этике. Инженерная этика всегда существовала как набор правил (или система), регулирующих поведение инженера.

Ключевые слова: инженерия, этика, стандарт, опыт, профессия, практика.

 

 Современный опыт инженерной этики уникален. Особого внимания заслуживает развитие инженерной этики в Северной Америке, прежде всего в Канаде с 1920-х годов и несколько позже в США. Этот опыт можно считать наиболее разработанным и морально надежным. Инженерная этика – социальное явление, сформировавшееся преимущественно как нормативно-этическая практика, развивавшееся на протяжении длительного периода времени и ставшее частью общей профессиональной инженерной этики. В этом она отличается от других профессиональных этик, которые разрабатываются путем формирования моральных принципов профессии посредством этико-нормативного рассмотрения проблем, возникающих в профессии. Прежде чем изложить этот опыт, следует отметить, что под «инженерной этикой» понимается, прежде всего, инженерная этика, то есть принципы и нормы правильного осуществления инженерной деятельности, а также процедуры, обеспечивающие ее; во-вторых, под предметом инженерной этики понимаются специальные практические знания по этическим проблемам инженерной деятельности. В некоторых нормативных разработках и ситуационном анализе профессиональная этика инженера и этика прикладной инженерии могут пересекаться.

Многие канадские инженеры носят на мизинце железное кольцо как символ верности своей профессии. Железное кольцо дарят во время церемонии вступления в инженерную профессию. Идею церемонии предложил в 1922 году Герберт Э. Холтейн (1869-1961), канадский инженер и изобретатель, профессор Университета Торонто, который был убежден в необходимости одобрения инженерной деятельности, основанной на определенных этических принципах. . Эту идею поддержал Канадский инженерный институт. Позже это привело к созданию Канадской федерации инженерных обществ. Текст посвящения и церемония были созданы английским поэтом Редьярдом Киплингом, который обращался к инженерным проблемам как в поэзии, так и в публицистике. Церемония ношения первого железного кольца состоялась в 1925 году. Как сказано в уставе ношения железного кольца, оно представляет собой профессиональную гордость инженеров. Создан, чтобы напомнить инженерам о необходимости всегда сохранять скромность и высокие стандарты профессионального поведения. Со временем этот обряд был принят во многих университетах, и сейчас их число приближается к тридцати. При этом сама церемония не связана ни с каким университетом, а ответственность за ее соблюдение и проведение несет Общество ректоров инженерных вузов. Любой, обладающий инженерными знаниями и целеустремленностью, может пройти церемонию, принять вызов и получить железное кольцо.

В 1970 году аналогичная церемония была разработана и принята для выпускников инженерных специальностей в США. Впервые он проводился в Кливлендском государственном университете. Его символом было стальное кольцо. Чтобы получить кольцо, необходимо принести клятву под названием «Обязательство инженера», которая гласит: «Я инженер и горжусь своей профессией. От его имени я беру на себя торжественные обязательства. Начиная с каменного века, развитие человечества определялось инженерными гениями. Инженеры позволили использовать огромные природные физические и энергетические ресурсы на благо человечества. Инженеры были полны жизни и применяли начинания науки и техники на практике. Без наследия этого накопленного опыта результаты моих усилий были бы незначительными. Как инженер, я обещаю быть добросовестным, честным, толерантным и уважительным, быть верным стандартам и ценностям своей профессии, помнить, что мой неотделимый долг — использовать богатство и служить человечеству. Как инженер, я никогда не занимаюсь неподходящей работой. Если необходимо, мои навыки и знания должны быть поставлены на службу общему благу. Я полностью посвящу себя профессии и служению ей».

 С 1937 года вся инженерная деятельность лицензируется. Ограничение на проектирование было введено после серии катастрофических аварий, вызванных неопытностью инженеров, руководивших строительством мостов и сооружений. Все последующие поправки были направлены на повышение требований к инженерным руководителям и усиление контроля за инженерной деятельностью. В частности, введены критерии, ужесточающие наказания за недобросовестность, невнимательность и профессиональную некомпетентность, определяющие ответственность инженеров, работающих во взаимодействии с другими профессиями и предприятиями.

Со временем Кодекс этики был включен в Кодекс этики, который считается основополагающим документом, определяющим профессиональное поведение инженера и обязывающим его перед обществом, работодателями, клиентами, коллегами, инженерной профессией и уважением к себе. Целью этого является научить инженеров придерживаться общественных нужд, личной чести и высоких идеалов профессиональной честности, следить за новейшими достижениями техники в своей работе и с полной компетентностью применять их в своей практике.

Специальным инструментом повышения ответственности инженеров является личная печать профессионального инженера, выдаваемая вместе с инженерной лицензией. Это подтверждает полноту документа и подтверждает техническую и этическую ответственность автора документа за его содержание.

Все нарушения Кодекса поведения рассматриваются Регистрационной комиссией или Комитетом по рассмотрению жалоб, которые передают дела в Дисциплинарный комитет для принятия соответствующего решения.

В Соединенных Штатах инженерное лицензирование находится в ведении Национального общества профессиональных инженеров (NOPI). Он был основан в 1934 году известным мостостроителем Дэвидом Штейнманом (1886-1960) на базе существовавших в то время четырех региональных организаций профессиональных инженеров. Национальное общество профессиональных инженеров объединяет не только лицензированных профессиональных инженеров, но и молодых специалистов. Чтобы присоединиться к сообществу, вам необходимо иметь соответствующее образование и профессиональный опыт работы (эти требования, конечно, разные для профессиональных инженеров и молодых специалистов).

Согласно основным принципам, инженер в своей практике: 1) учитывает приоритет безопасности, здоровья и благополучия общества; 2) не выходить за рамки своих полномочий; 3) быть беспристрастным и правдивым при публичных заявлениях; 4) относиться к каждому сотруднику или клиенту с уважением и доверием; 5) не допускать вводящих в заблуждение действий; 6) должен обеспечивать достоинство, хорошую репутацию и полезность профессии честным, ответственным, этическим и законопослушным поведением.

Эти принципы изложены в правилах (всего девятнадцать) и развиты в следующих задачах:

1) инженеры должны придерживаться самых высоких стандартов добросовестности во всей своей работе; 2) инженеры всегда должны стремиться служить общественным интересам; 3) инженеры должны избегать действий, которые могут сбить с толку общественность; 4) инженеры не должны разглашать конфиденциальную информацию, касающуюся деловых и технических деталей, которые они вели со своими клиентами, работодателями или общественными организациями; 5) инженеры должны исключить конфликт интересов в своей деятельности; 6) инженеры не должны пытаться получить работу или продвинуться по карьерной лестнице и профессии путем несправедливой критики других инженеров или другими неуместными и сомнительными способами; 7) инженеры не должны наносить ущерб профессиональной репутации, планам, практике или работе других инженеров, а в случае возникновения подозрений в чьем-либо неэтичном или противоправном поведении информация должна быть предоставлена ​​руководству; 8) инженеры должны нести личную ответственность за свою профессиональную деятельность, но имеют право на возмещение ущерба; 9) Инженеры должны доверять работе других инженеров и признавать их законные интересы. Каждое из этих требований конкретизируется в ряде других требований (всего двадцать девять).

 Не существует профессии, которая считает служение общественным интересам приоритетом и не ожидает, что отношения будут открытыми, уважительными, основанными на сотрудничестве и поддержке. Учитывая давнюю и богатую традицию представленного североамериканского опыта регулирования, характерно и примечательно, что этическое регулирование инженерной деятельности не требовало формирования каких-либо конкретных этических принципов и правил. Эта ситуация уникальна. Если взять этику других профессий — врачей, исследователей, бизнесменов, юристов и т. д., то везде мы найдем принципы и правила, связанные с соответствующей профессиональной практикой, присущие той или иной этике.

Своеобразие инженерной этики заслуживает похвалы. Ведь инженерная этика, как видно из традиции, отличается особым измерением профессиональной обоснованности, основательности и нормативной эффективности по сравнению со многими другими комплексами профессиональной этики.

Учитывая этот нормативный опыт, инженерную этику следует преподавать и развивать как неотъемлемый элемент профессионального образования. Смысл изучения практической этики состоит в том, чтобы научить будущих инженеров думать о своих профессиональных обязанностях с этической точки зрения, видеть этические проблемы в определенных ситуациях своей профессиональной деятельности и уметь решать их не только в этическом мышлении, но и в в практическом плане. . В этом отношении задачи этического инженерного образования ни в малейшей степени не отличаются от любого профессионально-этического образования. Однако нынешний опыт инженерной этики наиболее благоприятствует такому подходу к этическому инженерному образованию.

В условиях продолжающейся научно-технической революции значительно возрастает роль современных инженеров и технических специалистов, их социальная и моральная ответственность в обществе.

Место и роль инженерно-технических специалистов выражается и определяется в нескольких функциях:

  • материально-производственную (технико-технологическую) функцию выполняют инженеры и техники, которые непосредственно обслуживают сферу материального производства, способствуют превращению науки в непосредственную производительную силу общества, реализации научных знаний, «материализации» . Их идеям, разработкам, рекомендациям и предложениям по реализации их на практике, созданию материально-технической базы производства, обеспечению научно-технического, технологического и организационно-управленческого развития в области материального производства, повышению и совершенствованию уровня производства активный эффект. Повышает производительность труда и эффективность работников организации производства и производства.
  • Научно-познавательная (творческая) функция должна существовать как промежуточный элемент в деятельности научно-технических специалистов при выполнении ими материально-производственных, технико-технологических и других функций. Но на практике они по большей части далеки от творческой деятельности. Поскольку это текущая и даже регулярная работа, эту функцию выполняют ученые технического профиля, представители технических наук.
  • Организационное производство (функция социального управления) связано с тем, что инженеры и технические специалисты в области материального производства занимаются не только чисто инженерной, но и технико-технологической, а также организационно-управленческой деятельностью. Многие из них являются организаторами производства, руководители различных уровней находятся в непосредственном контакте с рабочими.
  • Социокультурная функция определяется принадлежностью к определенной научно-технической культуре, которую научно-технические специалисты распространяют в обществе и через них формируют техническое, технологическое, инженерное отношение людей к миру, их взгляды, место мир и человек в нем.

Проблема инженерной ответственности и инженерной этики — еще одна важная проблема технической философии. Здесь учитывается и различие проблем «техники и этики» в современном западном и азиатском гуманитарном мышлении.

 Инженерная этика фокусирует внимание на поведении инженера и разработке этических норм, регулирующих его профессиональную деятельность. Инженерная этика относится к так называемой прикладной этике (среди прикладной этики можно выделить профессиональную этику — например, медицинскую этику или этику юристов).

Инженерная этика всегда существовала как набор правил (или система), регулирующих поведение инженера. К его нормам можно отнести такие вещи, как необходимость добросовестно выполнять свою работу. Также к числу его норм относятся создание устройств, приносящих пользу, а не вредящих людям, ответственность за результаты профессиональной деятельности, определенные формы отношений между инженером и другими участниками процесса создания и использования техники. Ряд таких норм закреплен в правовых документах – например, законах, касающихся безопасности, интеллектуальной собственности, авторского права. Некоторые нормы профессиональной деятельности инженеров устанавливаются в управленческих нормативных документах, регулирующих деятельность организации (предприятия, фирмы, института и т.п.).

При этом в понимании этических норм профессиональной деятельности важную роль играет объединение инженеров в профессиональные сообщества, создание условий для лучшего удовлетворения их интеллектуальных потребностей и защиты материальных интересов. В технически развитых странах такого рода ассоциации выполняют функции поддержки инженеров.

Этические нормы, регулирующие отношения инженер-работодатель и инженер-заказчик, требуют добросовестного выполнения деловых обязательств: сдать клиенту или работодателю то, что они обещали произвести, выполнить работу в срок и в рамках бюджета, и если это будет достигнуто , принять корректирующие меры; Вы обязаны не раскрывать информацию о своем бывшем или нынешнем клиенте, бизнесе или технических процессах работодателя другим лицам без их согласия. Как гласит Кодекс Национального общества профессиональных инженеров, «инженер, используя проекты, предоставленные клиентом, признает, что эти проекты остаются собственностью клиента и не могут быть скопированы другими без разрешения клиента». В том же кодексе среди положений, касающихся взаимоотношений инженера с его коллегами, есть следующее: «Инженеры не должны причинять вред профессиональной репутации, планам, деятельности и служебному положению других инженеров плохо или неправомерно, прямо или косвенно. «Инженеры, которые считают, что действия других лиц неэтичны или незаконны, должны сообщить об этом в соответствующие органы, чтобы можно было принять меры». «Инженеры должны, прежде чем работать с лицами, с которыми они могут работать над улучшениями, планами, проектами или другими достижениями, которые могут быть защищены авторскими правами, патентами и т. д., заключить соглашение о собственности».

Особенность правил, определенных в таком этическом кодексе, состоит в том, что эти правила являются моральными нормами, их соблюдение контролируется этим профессиональным сообществом самостоятельно и связано преимущественно с правовыми нормами, а также экономическими и другими нормами. Такая ситуация дает сторонникам рассмотрения моральных норм и мотивов как лишенных каких-либо скрытых мотивов, повод отвергать моральную сущность таких кодексов вообще.

Следует помнить, что зачастую правила, первоначально принятые как моральные, впоследствии закрепляются в правовых нормах. Эффективность кодекса этики во многом зависит от того, как он применяется в определенных ситуациях. Одно дело сформулировать правила, другое дело определить, как следовать этим правилам в конкретной ситуации. Вопрос о том, соответствует ли поведение субъекта данному этическому кодексу или нет, не всегда может быть решен одним способом.

 Современный инженер духовно «связан» со всех сторон. Это социальная ответственность бизнеса, доктрина управления рисками, глобальная ориентация, корпоративные кодексы, а также гражданская толерантность, спасение планеты, уважение прав человека, политкорректность и другие. Новый этап в культурной истории инженерной профессии становится все более зависимым от служения обществу, природе и культуре в целом. В наше время инженер более социально ориентирован и своей профессиональной деятельностью вынужден решать культурные и моральные конфликты времени.

REFERENCES

  1. Salimov Baxriddin Lutfullaevich. Бирдамлик ва ҳамжиҳатлик – ижтимоий муносабатларнинг келажагидир. Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. 3(3), March, 2023.
  2. Salimov Baxriddin Lutfullaevich. Ижтимоий муносабатларнинг шаклланиши ва барқарорлигини белгиловчи муҳим тамойиллар. Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences.  3(3), March, 2023.
  3. Salimov, B., Madalimov, T. (2023). Transport falsafasi. Globe Edit.
  4. Salimov Bakhriddin Lutfullaevich. The Importance of Sea Transport in the Communication System. WEB OF SYNERGY: International Interdisciplinary Research Journal. Volume 2 Issue 1, Year 2023 ISSN: 2835-3013.
  5. Salimov Bakhriddin Lutfullaevich. The Influence of the Transport and Communication System on Social Relations. Web of Semantic: Universal Journal on Ie Education. Volume 2 Issue 2, Year 2023. ISSN: 2835-3048.
  6. Salimov Bakhriddin Lutfullaevich. Reforms in the Fields of Communication and Transport and their Social Impact. Web of Semantic: Universal Journal on Ie Education. Volume 2 Issue 2, Year 2023. ISSN: 2835-3048.
  7. Бахриддин Лутфуллаевич Салимов (2022) Ўзбекистон тараққиётида коммуникация ва транспорт тизимини ўрни. Academic research in educational sciences, 3 (TSTU Conference 1), 403-407.
  8. Бахриддин Лутфуллаевич Салимов (2022). Жамиятнинг шаклланиши ва такомиллашувида бошқарув ва тарбия санъатининг ўрни. Academic research in educational sciences, 3 (11), 359-365.
  9. Salimov Baxriddin Lutfullaevich. The philosophical role of dialectical categories in human life. Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences.  Volume: 1, lssue 6,  2021. -Р.406-410. 
  10. Салимов Б.Л. Ижтимоий муносабатларнинг коммуникация ва транспорт тизими билан детерминистик боғлиқлигининг гносеологик таҳлили. Фалсафа фанлари доктори диссертацияси. Ўзбекистон Миллий университети. Тошкент. 2022, 224 б.
  11. Салимов Бахриддин Лутфуллаевич. Йўлдошов Сардор Зокир ўғли. (2023). 61. Инсоният ҳаётидаги туб бурилишлар.Innovative Technologies in Construction Scientific Journal, 1(2992-8893).
  12. Салимов Бахриддин Лутфуллаевич Равшанов Охунжон Тўймурод ўғли. (2023). 51. Техника тараққиётининг икки ёқлама таъсири. Innovative Technologies in Construction Scientific Journal, 1(2992-8893).
  13. Bakhriddin Lutfullaevich Salimov. NEGATIVE CONSEQUENCES OF SCIENCE AND TECHNOLOGY DEVELOPMENT. International Conference" Law, Economics and Tourism sciences in the modern world". 2023/5/1. С. 5-10.
  14. Salimov Bakhriddin Lutfullaevich, Tursunov, Shokhijakhan Ravshanovich, Haydarov, Mehriddin Nuriddin Ugli (2023). SYNERGETIC APPROACH IN THE ANALYSIS OF SOCIAL RELATIONS. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 3 (3), 1001-1007.

Опубликован

2023-12-19

Как цитировать

Салимов Бахриддин Лутфуллаевич. Профессор Ташкентского государственного транспортного университета. (2023). 4.9 ФОРМИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ЭТИКИ. Научный журнал Инновационные технологии в строительстве, 4(1), 30–36. извлечено от https://inntechcon.uz/index.php/current/article/view/141

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)