23. Идея Ф.Аквинского о решающем значении религии в социалных отношениях
Abstrak
Аннотация
В статье показано, что взгляды Фомы Аквинского и его философская позиция сильно отличаются от взглядов Аврелия Августина, и это отличие проявляется прежде всего в его отношении к религии.
Ключевые слова: религия, церковь, цель, содержание, государство, каста.
Abstract
The article shows that the views of Thomas Aquinas and his philosophical position are very different from those of Aurelius Augustine, and this difference is first of all evident in the attitude towards religion, and it is emphasized that Thomas Aquinas repeatedly taught that religion is of decisive importance in the life of a person, society and the existence of the state within the framework of social relations.
Key words: religion, church, purpose, content, state, caste.
Когда речь заходит о ранней средневековой европейской философии, все думают о Фоме Аквинском наряду с Аврелием Августином. Во-первых, эти два философа, являющиеся яркими представителями христианской философии, также имеют свои взгляды на общефилософские темы. Говоря о взглядах Фомы Аквинского, следует отметить, что его философская позиция весьма отличается от позиции Аврелия Августина. Это различие прежде всего проявляется в отношении к религии. Фома Аквинский неоднократно учил, что религия имеет решающее значение в жизни человека, общества и существования государства в рамках общественных отношений. В частности, он говорил: «Внешняя цель и содержание состояния — достижение небесных наслаждений. Народом руководит церковь, а не государство. Однако необходима не какая-нибудь церковь, а лидер церкви во главе с Папой, который является наместником Бога на земле. Роль Церкви выше роли государства, поэтому мирские правители должны подчиняться Церкви» — известная и популярная в христианском мире фраза. В результате этих и подобных взглядов Фомы Аквинского его учение признано основной идеологической идеологией католической церкви. Конечно, это ложный вывод. Идея поставить религию выше светского государства неоднократно наблюдалась в истории не только в рамках христианства, но и на примере других религий. Возможно, эта идея приобрела положительное значение в то время, когда религия только зарождалась, а светское государство еще не сформировалось. Однако с течением времени такого рода идеи стали подрывать общественные отношения и становились препятствием для развития государства и общества. Сильное влияние религии мешало правителям страны управлять страной. Самое печальное, что некоторые из религиозных деятелей, предавшись невежеству и увязнув в трясине отсталости, сопротивлялись прогрессу науки и преследовали зрелых представителей светской науки. Основной причиной этого был их страх потерять свое место и положение в обществе. Все, что происходит там, где мирская наука не развита, суть явлений связана с божественными силами.
Помимо теологии, Фома Аквинский занимался и другими областями философии. В частности, мы можем наблюдать, что в его философских воззрениях описываются социальные отношения, вопросы государства и общества. В связи с этим мы должны признать, что Фому Аквинского чтили и прославляли не только религиозные представители и священники. Среди них правители и короли поддерживали философские взгляды Алламы и уважали его не меньше, чем религиозные деятели. Потому что, по словам Фомы Аквинского, «самой лучшей формой государства является монархия. Как Бог занимает место в мире, а душа занимает место в теле, так и монарх должен занимать такое же место в своем царстве. Ну скажите, какому правителю не нравится это утверждение? Без колебаний можно сказать, что такое признание будет гореть как масло для любого правителя. Поэтому многие короли и императоры в христианском мире, подобно религиозным лидерам, использовали взгляды Фомы Аквинского в своих целях. Они приняли инициативу католической церкви объявить учение Фомы Аквинского основной идеологической идеологией католической церкви и, не ограничиваясь этим, утвердили идеи Фомы Аквинского государственной идеологией в своих странах. Чиновники, собственники, дворяне и другие представители высшего сословия охотно поддерживали эти решения правителей. Потому что Фома Аквинский «категорически против социального равенства. Он выдвинул идею о том, что кастовые различия вечны, низшие касты должны подчиняться своим господам.
Хотя католическая церковь и правящий класс изо всех сил старались применять учение Фомы Аквинского, с годами все больше и больше людей осознавали ошибочность его учения и высказывали мнения, полностью противоположные его идеям.
REFERENCES
- Салимов Бахриддин Лутфуллаевич. ТЕНГЛИК ВА БАХТ ТУШУНЧАЛАРИНИНГ ИЖТИМОИЙ МУНОСАБАТЛАРДА ТУТГАН ЎРНИ. Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. 3(3), March, 2023.
- Бахриддин Лутфуллаевич Салимов (2022). ЖАМИЯТНИНГ ШАКЛЛАНИШИ ВА ТАКОМИЛЛАШУВИДА БОШҚАРУВ ВА ТАРБИЯ САНЪАТИНИНГ ЎРНИ. Academic research in educational sciences, 3 (11), 359-365.
- Lutfullaevich, Salimov B. "The Manifestation of Dialectical Principles in the Life of the Human and Society." JournalNX, vol. 6, no. 05, 2020, pp. 112-117.
- Salimov Baxriddin Lutfullaevich. The philosophical role of dialectical categories in human life. Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. Volume: 1, lssue 6, 2021. -Р.406-410.
- Салимов Б.Л. Ижтимоий муносабатларнинг коммуникация ва транспорт тизими билан детерминистик боғлиқлигининг гносеологик таҳлили. Фалсафа фанлари доктори диссертацияси. Ўзбекистон Миллий университети. Тошкент. 2022, 224 б.
- Салимов Б. Л., Мазбутов Д., Жўраев А. (2022). ИЖТИМОИЙ МУНОСАБАТЛАРДА ТЕНГЛИК ВА ТЕНГСИЗЛИК ҚОНУНЛАР ВА УРФ -ОДАТЛАРНИНГ ЎЗАРО БОҒЛИҚЛИГИ.Journal of Integrated Education and Research, 1(6), 11–17.