67. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОДЕРНИЗМА В ЯПОНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Авторы

  • Мамуржонова Г.Р.

Аннотация

Аннотация: В данной статье рассматривается роль и места модернизма в японской литературе в начале ХХ века, определение специфики творческой концепции японских модернистов, также в статье изучается анализ социально-политической жизни Японии начало и середины ХХ века, показав объективные факторы национальной жизни которые привели к возникшему в Японии интересу части творческой интеллигенции к философии и эстетике модернизма.

Появление модернизма в Японии было обусловлено как внутренними, так и внешними причинами. С одной стороны, в стране шёл процесс концентрации капитала, который сопровождался ростом рабочего класса и подъёмом рабочего движения. Усиление активности рабочего класса пугало буржуазную интеллигенцию, вызывало у неё страх перед надвигающимися переменами, порождало настроения растерянности и неуверенности в завтрашнем дне. Кроме того, в 1923 году в Японии произошло событие, которое ещё более усилило в среде некоторых кругов интеллигенции страх и растерянность. В сентябре в Канто (район Токио) произошло землетрясение. Столица превратилась в развалины и была объята пожарами. Число жертв от стихийного бедствия составило более 150 тысяч человек. Реакционные круги использовали сложившиеся в стране трудности, в частности возникшие в связи с землетрясением, для разгрома демократического движения. Полицейские расправы с его участниками вызвали в среде интеллигенции чувство обреченности, способствовали появлению настроений пессимизма, уходу многих писателей в область мистики, потребность противопоставить отрицаемой действительности мир иной, иллюзорный, порождённый фантазией. Именно тогда и появились произведения, положившие начало литературе модернистского типа.

Ключевые слова:   школа «Нового искусства» период Тайсё, реставрация Мэйдзи, ХХ век,  журнал «Бунгэйсюндзю» («Литературный летопись»),

Annotation: This article examines the role and place of modernism in Japanese literature in the early XX century, the definition of the specifics of the creative concept of Japanese modernists, the article also examines the analysis of the socio-political life of Japan at the beginning and middle of the XX century, showing the objective factors of national life that led to the emergence in Japan interest of a part of the creative intelligentsia in the psihology and aesthetics of modernism.

The appearance of modernism in Japan was due to both internal and external causes. On the one hand, the country was undergoing a process of concentration of capital, which was accompanied by the growth of the working class and the rise of the labor movement. The intensified activity of the working class of confusion and uncertainty about tomorrow. In addition, in 1923 an event took place in Japan that further increased fear and confusion among some circles of the intelligentsia. In September, an earthquake struck Kanto in Tokyo. The capital turned into ruins and was enveloped in fires. . The number of victims of the disaster amounted to more than 150 thousand people. The reactionary circles used the difficulties prevailing in the country, in particular those arising from the earthquake, to defeat the democratic movement. Police reprisals with its participants aroused among the intelligentsia a sense of doom, contributed to the emergence of pessimism, the departure of many writers into the realm of mysticism, the need to oppose the world that was denied to reality a different, illusory, generated by fantasy. It was then that the works appeared that laid the foundation for modernist type literature frightened the bourgeois intelligentsia, aroused in it fear of impending changes, and created a mood.

Keywords: school of “New Art”, the Taise period, Meiji restoration, XX century, the magazine “Bungeisyunju” (“Literary Chronicle”)

Аннотация: Ушбу мақолада ХХ аср бошларида япон адабиётида модернизмнинг рўли ва ўрни, япон модернистларининг ижодий концепциясининг ўзига хос хусусиятларини кўриб чиқилади, шунингдек, ХХ аср бошлари ва ўрталарида Япониянинг ижтимоий-сиёсий хаётини таҳлил қилиш, Японияда модернизм йўналишининг пайдо бўлишига олиб келган миллий ҳаётнинг объектив омилларини таҳлил қилишни ўрганади.

Японияда модернизмнинг пайдо бўлиши ички ва ташқи сабабларга кўра юзага келган. Бир томондан, мамлакатда ишчилар синфининг ўсиши ва ишчилар харакатининг кўтарилиши билан бирга бўлган капитални жамлаш жараёни бошланди. Ишчи синфнинг фаоллашуви буржуаза зиёлиларини қўрқитиб юборди, уларда, уларда яқинлашиб келаётган ўзгаришлардан қўрқиб, эртанги кунга нисбатан тартибсизлик ва ноаниқлик кайфиятини яратди. Бундан ташқари, 1923 йилда Японияда баъзи зиёлилар доирасида қўрқув ва тартибсизликни янада кучайтирган воқеа содир бўлди. Сентябрь ойида Токионинг Канто шахрида зилзила юз берди. Пойтахт харобага айланди ва олов ичида қуршовга айланди. Табиий офат қурбонлари сони 150 мингдан ошди.Реакцион доиралар мамлакатда юзага келган қийинчиликлардан, хусусан, зилзиладан келиб чиқадиган қийинчиликлардан демократик ҳаракатни енгиш учун фойдаланган. Полиция томонидан амалга оширилган қатағонлар зиёлиларда ҳалокат туйғусини уйғотди, пессимизмнинг пайдо бўлишига, кўплаб ёзувчиларнинг тасаввуф оламига кўчиб кетишига, хаёлот томониданвужудга келган бошқа хаёлий дунёга қарши туриш зарурлигини келтириб чиқарди. Айнан ўша даврда модернист типдаги адабиётга асос бўлган асарлар пайдо бўлди.

Калит сўзлар: “Янги санъат” мактаби, Таисё даври, Мэйжи реставрацияси, ХХ аср, “Бунгейсюндзю” (“Адабий хроника”) журнали.

 

Начало 20-х годов отмечено в японской литературе и искусстве быстрым развитием различных модернистских направлений. Для интеллигенции наступил период поисков и блужданий. Часть молодых писателей, разделяя идеи марксизма, стали создателями пролетарской литературы, другие нашли себя в проникавших с Запада модернистских течениях – неопсихологизме, формализме, сюрреализме и т.д. Последние, отрицая традиционную японскую литературу натурализма, которую они называли «монотонной», также противостояли усиливающемуся влиянию пролетарской литературы, утверждая идеи «свободы и независимости искусства», «уважения личности» и т.д. Как и все модернисты, японские писатели придавали огромное значение поискам новых форм. В те годы существовало множество самых разнообразных литературных течений, но модернистская литература была главным противником пролетарской литературы. Представители этого течения, делившегося на две группы –синканкаку-ха «неосенсуалистов» и синкогэйдзюцу-ха «новое искусство», – утверждали, что «тревоги времени» осознаются при помощи чувств, и старались найти способы выражения ощущаемого современным человечеством кризиса.

До разгрома японского милитаризма и проведения демократических реформ объективное изучение литературы 20-30-х годов в Японии было невозможно, так как литература в тот период являлась предметом особой опеки правящих кругов, и литературоведческая наука имела явно тенденциозный характер.

       В послевоенное время политическая обстановка в стране изменилась. Японские литературоведы получили возможность более объективно подойти к изучению литературного наследия вообще и литературы 20-30-х годов в частности. В данной главе предпринята попытка осветить некоторые проблемы модернизма в японской литературе. Для этого необходимо обратиться к самым его истокам, а именно к так называемому литературному направлению синканкакуха, что даёт возможность раскрыть причины возникновения модернизма в Японии, его тенденции и характерные черты.

       Зарождение модернизма в Японии относится к началу ХХ в., когда страна вступила в монополистическую стадию развития капитализма. После окончания первой мировой войны в Японии особенно остро встала проблема отношения к человеческой личности, и в решении этой проблемы отчётливо выявился характер философско-эстетических позиций различных литературных групп и направлений. Так, пролетарская литература трактовала человека как активную личность, сознательно борющуюся за своё освобождение. Это нашло отражение в творчестве Кобаяси Такидзи (1903-1933), создавшего образ борца за переустройство общества. У модернистов наметилась тенденция трактовать человека как существо пассивное, безвольное и бессильное, являющееся жертвой внесоциальных сил, стоящих над человеком и обществом и неподвластных человеку. Выразителем этих идей явился Ёкомицу Тосикадзу (Риити) (1898-1947), который, почувствовав в пролетарской литературе своего противника, повёл против нее борьбу под флагом «чистой литературы».

       Появление модернизма в Японии было обусловлено как внутренними, так и внешними причинами. С одной стороны, в стране шёл процесс концентрации капитала, который сопровождался ростом рабочего класса и подъёмом рабочего движения. Усиление активности рабочего класса пугало буржуазную интеллигенцию, вызывало у неё страх перед надвигающимися переменами, порождало настроения растерянности и неуверенности в завтрашнем дне. Кроме того, в 1923 году в Японии произошло событие, которое ещё более усилило в среде некоторых кругов интеллигенции страх и растерянность. В сентябре в Канто (район Токио) произошло землетрясение. Столица превратилась в развалины и была объята пожарами. Число жертв от стихийного бедствия составило более 150 тысяч человек. Реакционные круги использовали сложившиеся в стране трудности, в частности возникшие в связи с землетрясением, для разгрома демократического движения. Полицейские расправы с его участниками вызвали в среде интеллигенции чувство обреченности, способствовали появлению настроений пессимизма, уходу многих писателей в область мистики, потребность противопоставить отрицаемой действительности мир иной, иллюзорный, порождённый фантазией. Именно тогда и появились произведения, положившие начало литературе модернистского типа.

       С другой стороны, после первой мировой войны в страну мощным потоком хлынули произведения западноевропейской литературы и искусства. Переводили и печатали прозу и поэзию, работы по эстетике и теории литературы различных философских направлений. Большое внимание привлекало искусство различных авангардистских школ. В начале 20-х годов издательство Кинсэйдо начало выпускать двадцатитомную «Библиотеку авангардистского искусства», в которой были опубликованы пьесы Р. Геринга, Ф.Т. Маринетти, Л. Пиранделло, Л. Андреева. В прогрессивном театре Цукидзи наряду с пьесами драматургов- реалистов ставились также пьесы драматургов-авангардистов.

Модернизм начала 20-х годов явился составной частью кризисных явлений в Японии после первой мировой войны- выражением кризиса в сознания значительных групп интеллигентов. Модернисты придерживались различных идейных направлений, различных взглядов на искусство и его роль в обществе. Так, если поэты журнала «Ака то куро» стояли на позициях всеобщего разрушения, за которым не предусматривалось никакого созидательного начала, то писатели, сотрудничавшие в журнале «Бунгэйсюндзю» («Литературный летопись»), - Ёкомицу Тосикадзу, Кавабата Ясунари, Катаока Тэппэй и другие рассматривали литературу как средство для «преобразования жизни» в рамках существующей действительности. Были среди модернистов и такие, которые искренне стремились поставить литературу на службу народу, что в дальнейшем вполне естественно привело их к прогрессивному лагерю (Катаока Тэппэй и др.). Но многие писатели, говоря о высшем назначении искусства, стремились поставить литературу над обществом, а фактически приспосабливали её к интересам господствующих классов. К последним принадлежали представители так называемой чистой литературы, которые и составили ядро группы «синканкакуха».

Японские литературоведы считают группу писателей «синканкакуха» первым объединением писателей-модернистов. Об этом свидетельствует факт включения основных работ ведущих представителей группы «синканкакуха» по проблемам эстетики и теории литературы в сборники, получившие название «Модернизм», «Пролетарская литература, модернистская литература» и др. Японская энциклопедия, давая определение «модернизму, сообщает, что в Японии словом модернизм обозначаются различные движения в литературе и искусстве, которые ведут происхождение от синкакнкакуха и синкогэйдзюцуха (конец периода Тайсё- начало периода Сёва[1]), а также метод, формы и тенденции в современной литературе и искусстве, свойственные вышеуказанным движениям» [2].

Становление молодых писателей- модернистов проходило в рамках журнала «Бунгэйсюндзю», которым руководил уже известный в то время писатель Кикути Хироси. Из молодых писателей, впоследствии вошедших в группу «синканкакуха», в журнале печатались Ёкомицу Тосикадзу (Риити), Кавабата Ясунари, Исихама Кинсаку, Кон Токо, Сакаи Наохико, Судзуки Хикодзиро, Судзуки Сикё, Сасаки Мицудзо, Нагакава Ёити, Сайтто Тэцутаро и др. КикутиХироси покровительствовал молодым писателям, стремившимся учиться у западноевропейских модернистов. Старшее поколение, сотрудничавшее в журнале, оказывало значительное влияние на молодых. Например, о влиянии Акутагава Рюноскэ, Кикути Хироси и Сато Харуо на творчество Ёкомицу Тосикадзу критик Сасаки Киити говорит как о факте, который в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения [3]. Вместе с тем, молодые писатели журнала «Бунгэйсюндзю», преклоняясь перед талантами Кикути Хироси и Акутагава Рюноскэ, не во всем соглашались с ними. Как и Акутагава Рюноскэ, они искали выход из тупика, в который зашла японская литература к началу 20-х годов, и видели этот выход в ломке существующих литературных норм, в создании «новой литературы». Но изобразительные приёмы Акутагава Рюноскэ и Кикути Хироси казались им слишком традиционными. Считая, что писатели старшего поколения ограничивают их свободу, они вышли из журнала «Бунгэй сюндзю» и в октябре 1924 года создали свой журнал, который назвали, «Бунгэйдзидай» («Литературная эпоха»). Ядро нового журнала составили Ёкомицу Тосикадзу, Катаока Тэппэй, Кавабата Ясунари и Накагава Ёити. Кроме того, в журнале стали сотрудничать Кисида Кунио, Дзюития Гисабуро, Камия Такакадзу, Сугэ Тадао,  Инагаки Токио и другие.

В творчестве названных молодых писателей тема бессилия человека зазвучала после трагедии землетрясения как прямой призыв к уходу от действительности и стала главной в произведениях, печатавшихся в журнале «Бунгэйдзидай». Одновременно с ним в Японии существовали другие авангардистские периодические издания, «Маво», «Акшэн», дадаистские журнал «Дам-дам», «Гэм-гэм», «Ака то куро», издававшиеся очень короткое время. Большого различия между этими журналами не было, о чём свидетельствует хотя бы тот факт, что почти все поэты, печатавшиеся в журнале «Дам-дам», посылали стихи и в журнал «Ака то куро».

Напротив, в журнале «Бунгэй дзидай публиковались произведения других молодых писателей, у каждого из которых была своя творческая манера. Среди них часто возникали разногласия, принимавшие порой весьма острый характер. В результате отдельные писатели выходили из журнала. Так случилось и с Кон Токо, который, покинув «Бунгэй дзидай», напечатал на страницах журнала «Синтё» резкую статью против группы «синканкакуха»[4].

Авангардистская литература в Японии, как и на Западе, не представляла собой единого направления. В японском авангардизме существовало множество направлений, каждое из которых имело свою эстетическую платформу.

Как можно охарактеризовать направление, вошедшее в историю японской литературы под названием «синканкакуха»? Известный интерес вызывает определение, данное этому направлению Катаока Ёсикадзу. Он отмечает, что эстетической основой группы «синканкакуха» является синтез кубизма, футуризма, экспрессионизма и дадаизма; в творчестве писателей этой группы, по мнению Катаока Ёсикадзу, преобладала мистика, главным предметом отображения для них были ненормальные явления человеческой психики, различные видения и галлюцинации. Исходя из этого Катаока Ёсикадзу, переводит термин «синканкакуха» на английский язык как impressionism[5], хотя известный нам европейским импрессионизм имеет мало общего с направлением «синканкакуха». По существу же Катаока Ёсикадзу соглашается с той оценкой направления «синканкакуха», которое дал ему Ёкомицу Тосикадзу[6]. Если учесть, что под «некоторой частью реализма» Ёкомицу Тосикадзу понимал неореализм, то станет ясно, что термином «синканкакуха» обозначались все новейшие нереалистические направления в японском искусстве 20-х годов, которые провозглашали отказ от традиций. Однако оба приведенных определения не раскрывают полностью специфики группы «синканкакуха». В них отсутствуют такие важные моменты, как социальная направленность группы, её отношение к реализму. Определение ЁкомицуТосикадзу отражает вместе с тем его склонность объединить в одном лагере все нереалистические направления японского искусства, а также его претензию на роль их вождя. В группе Ёкомицу Тосикадзу называли «литературным богом», и он пытался использовать своё влияние для претворения в жизнь личных взглядов, а тот, кто не соглашался с ним, вынужден был уходить из журнала. Реальная обстановка в журнале «Бунгэй дзидай», однако не соответствовала все же его представлениям. Большинство сотрудников журнала придерживались иных взглядов на литературу и отстаивали свои позиции от посягательствами самого Ёкомицу Тосикадзу, и его ближайшего окружения.

Эстетические взгляды писателей «синканкакуха» складывались как в процессе самой художественной практики, так и под влиянием европейской литературной мысли. Японские исследователи отмечают, что на творчество группы оказывали влияние Ф.М. Достоевский, А. Жид, Г.Флобер, Л. Шестов и другие. Кроме того, работы Ёкомицу Тосикадзу, посвящённые вопросам философской основы модернизма, обнаруживают его знакомство с трудами Ницше. В одних случаях влияние европейских писателей проявлялось в заимствовании сюжетов и даже в прямом подражании, в других- в выражении мироощущения, трактовке человека и литературного героя, в третьих- в языке, в художественных формах. Японские модернисты использовали и наследие национальной литературы, и в частности творчество Акутагава Рюноскэ. Но, нам представляется, что влияние Акутагава Рюноскэ на группу «синканкакуха», и на Ёкомицу Тосикадзу в частности, проявлялось, главным образом, в области художественной формы. Для Акутагава Рюноскэ литература была средством познания жизни, и форма произведений занимала у него подчиненное положение по отношению к содержанию, в творчестве же Ёкомицу Тосикадзу форма приобрела самодовлеющее значение. В его творчестве одним из главных предметов изображения стали патологические отклонения в психике человека.

Ёкомицу Тосикадзу считал себя «писателем- практиком», а теорию литературы называл делом теоретиков. Им написано сравнительно немного статей, посвященных теории литературы, но анализ его произведений показывает, что почти каждый его рассказ, повесть или романы являются практическим вкладом в разработку теоретических проблем «синканкакуха». Иными словами, хотя его теоретические статьи важны для понимания характера группы «синканкакуха», однако они не могут дать полного представления о теоретических и эстетических позициях этого литературного направления. Взгляды писателей «синканкакуха» на многие проблемы литературного творчества могут быть поняты только на основе анализа их художественных произведений.

Теоретиком «синканкакуха» считался Катаока Тэппэй. В статьях «Обращаюсь к молодому читателю», «Так утверждается новая эпоха» [7],  «Мораль и ощущения»[8]он говорит об эстетических основах «синканкакуха». Эти работы существенно дополнялись статьёй Ёкомицу Тосикадзу «Движение ощущений» [9]и стаьями Тиба Камэо «Неосенсуализм»[10] и «Рождение школы неосенсуализма» [11]. Взгляды группы на литературу и её место в обществе нашли отражение в редакционном «Обращении к читателю» по случаю основания журнала «Бунгэй  дзидай» [12].

Как уже отмечалось, Ёкомицу Тосикадзу отстаивал позиции «чистой литературы», понимая её как литературу Ёкомицу прямо не высказался, но это не значит, что литература для него была лишена содержания. Содержанием «чистой литературы», по мнению Ёкомицу, являются «ощущения» (канкаку), рассматриваемые как некая движущаяся в сознании человека субстанция. В некоторых случаях «ощущения» у него близки по содержанию к эмоциям, или в выражении «синдзидай-но канкакука»- «чувствование» или «восприятие новой эпохи».

Задача писателя, по мнению Ёкомицу Тосикадзу, заключается в конструировании «ощущений», средством для этого являются «слова, ритм, поэзия». Иначе говоря, литература в соответствии с этой теорией предстаёт как некая эмоциональная действительность, созданная писателем путём лексических, синтаксических и других средств и лишенная всякой связи с объективной действительностью.

Исходным пунктом такого взгляда на литературу являлся субъективно- идеалистический подход Ёкомицу Тосикадзуи решению основного вопроса философии о соотношении материи и сознания. Исходя из признания первичности ощущений и вторичности окружающей действительности, основным источником познания он считает ощущения, причём ощущения отождествляются с самим предметом чувственного познания. «Ощущением, а именно внешним проявлением чувственного контакта, с которого субъект снял внешние проявления и вторгся в саму субстанцию» [13].

Ёкомицу Тосикадзу говорил об ощущении как о «чистом объекте» или «идее», которые оказывают воздействие на представление человека о предмете познания. Напоминая, что восприятие вещей у разных людей не тождественно, что оно зависит от особенностей нервной системы человека, он делает вывод о непознаваемости самой действительности. «Ощущения не нуждаются в доказательстве и непознаваемы»,- говорит он. От утверждения о непознаваемости окружающей человека действительности Ёкомицу Тосикадзу, для которого окружающая действительность и её восприятие тождественны, переходил к утверждению непознаваемости и самих ощущений.

Для характеристики художественного метода «синканкакуха» Ёкомицу вводит понятия «новое ощущение» (синканкакуха), которое он использует наряду с понятием «ощущение» (канкакуха). «Новые ощущения» в теоретических построениях Ёкомицу Тостикадзу так относятся к «ощущениям», как «новая эпоха» (т.е. эпоха, в которой живут и которую отражают писатели «синканкакуха»)- к «эпохе» (т.е. предшествовавшей эпохе-эпохе, которую продолжают показывать писатели так называемой современной литературы). Если традиционная литература имеет дело с «ощущением эпохи» (дзидай-но канкаку), то «новая литература» (так Ёкомицу Тосикадзу называл литературу, создаваемую писателями группы «синканкакуха»)- с ощущением «новой эпохи» (синдзидай-но канкаку) или с «новыми ощущениями» (синканкаку).

В вопросе о различиях между «ощущением эпохи» и «ощущением новой эпохи» нетрудно увидеть подмену понятий о ступенях общественного развития расплывчатыми понятиями психического порядка, так что отрицание современной эпохи, отмечавшееся в творчестве отдельных представителей «синканкакуха», и в частности в творчестве самого Ёкомицу Тосикадзу, отнюдь не означало отрицание капиталистических отношений и буржуазного государства.

 

Использованная литература:

  1. “Gendaibungakukodza” (“Materiali po sovremennoy yaponskoy literature”) , T.6, Tokio 1962 .
  2. “Nihonbungakusi” (“Istoriya yaponskoy literature”), T.15, Tokio 1959.
  3. Breslaves T.I. “Literatura modernizma v Yaponii”. Vladivostok: Dalnauka, 2007.
  4. Grigoryeva T.P. “Yaponskaya literatura XX veka”.-Moskva Xudojestvennaya literatura, 1983.
  5. http://jti.lib.virginia.edu/japanese(Japanese Text Initiative)
  6. Logunova V.V. “Pisateli i vremya. Realizm i modernism v yaponskoy literature”.-Moskva Nauka, 1961.
  7. Moshnyaga P.A. Yaponskaya literature 1920-30x godov: stanovleniye i razvitiye shkoli “Novogo iskusstva” //Elektronniy jurnal “Znaniye. Ponimaniye.Umeniye”. №5 Filologiya 2008.
  8. Rexo K. “Sovremenniy yaponskiy roman” Moskva  Nauka, 1977.
  9. Ueda Makoto, Modern Japanese Writers and the Nature of Standford: Standford   University Press  1976. 294 p.

 

[1]  Period Tayso (1912-1925),Syova(с 1926 г. Pо nastoyashee vremya).

[2]«Sekaidaihakkadziten» («Bolshaya entsiklopediya», т. 28, Тоkio, 1958

[3]  «Nihonbungakusi» («Istoriya yaposkoy literaturi»), т. 15, ch. 6, Tokio, 1959, str. 18.

[4]  Sm.Takami Dzyun,ukaz.soch. т. 1, стр. 45.

[5]«Contemporary Japanese Literature», Tokyo, 1939, XXXVI.

[6] Sm. «Gendaibungakurontaikei» (Ser.«Teoriya sovremennoy literaturi»), т. 5, Tokiо, 1954, стр. 16.

[7]  Sm. «Bungeidzidai», 1924, т. 2, №7.

[8]  Sm. «Bungeidzidai», 1925, т. 3, №9.

[9] Sm. «Sintyo», аvgust 1925.

[10]  Sm. «Bungeinihon», aprel 1925.

[11]  Sm. «Seiki», noyabr 1924.

[12]  Sm. «Bungeidzidai», 1924, №11.

[13]  Ser. «Teoriya sovremennoy literaturi», т. 5, стр. 14.

Опубликован

2023-06-22

Как цитировать

Мамуржонова Г.Р. (2023). 67. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОДЕРНИЗМА В ЯПОНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Научный журнал Инновационные технологии в строительстве, 1(1). извлечено от https://inntechcon.uz/index.php/current/article/view/76

Выпуск

Раздел

Статьи