11.6 УДЛИНЕНИЯ СРОК СЛУЖБЫ РЕЛЬСОВ С ПОМОЩИ ШЛИФОВКИ
Аннотация
В данной статье рассмотрена удлинения срок службы рельсов. Рельсовые дефекты их появления на головке, измерения износа головки рельса и эго устранения.
Ключевые слова. Рельсы, шливофка, показатель, рельсошлифовальный поезд.
Наиболее дорогостоящим элементом конструкции верхнего строения железнодорожного пути являются рельсы, которые приобретаются с затратами валютных средств. В связи с этим актуальным является максимальное продление сроков службы рельсов от момента их укладки до замены. Одним из наиболее эффективных методов продления эксплуатационной стойкости рельсов является шлифовка рельсов.
В системе ведения путевого хозяйства шлифование рельсов в настоящее время становится одним из приоритетных направлений. Шлифование рельсов является необходимой составной частью экономичного технического содержания верхнего строения пути. Профилактическое шлифование позволяет предупредить появление дефектов поверхности катания, не допустить (или существенно отдалить) развитие в рельсах дефектов контактно-усталостного характера. Перечень устраняемых и уменьшаемых посредством шлифования дефектов рельсов включает следующие виды: волнообразные износы, седловины, пробоксовки, механические повреждения, расплющивания, смятия, пластические деформации головки, отслоения и выкрашивания металла на рабочей выкружке головки, сбитые концы рельсов в стыках, неровности в сварных стыках, дефекты вследствие нарушения технологии изготовления.
В результате удаления поверхностных дефектов снижаются вертикальные динамические силы, шум и вибрации, увеличивается срок службы рельсов, рельсовых скреплений и шпал, происходит существенное удлинение цикла выправки пути в плане и профиле. Кроме этого, уменьшаются расходы по содержанию и ремонтам подвижного состава и увеличиваются сроки его службы благодаря уменьшению износа и усталости деталей и узлов.
Шлифование требуется выполнять с помощью специальных технических средств, причем объем снимаемого материала и получающийся поперечный профиль должны регламентироваться специальной документацией.
Шлифование рельсов производится трех видов:
- профилактическое, предусматривающее регулярное снятие наиболее поврежденного слоя металла на стадии медленного роста неровностей и поверхностных трещин, позволяющее предотвратить их ускоренное развитие;
- профильное шлифование, при котором головка рельса шлифуется по всему периметру с целью устранения значительных поверхностных дефектов и воссоздания заданного профиля;
- шлифование, предназначенное для устранения волнообразного износа и коротких неровностей других видов на поверхности катания рельсов.
Срок службы рельсов является функцией работы их под подвижным составом, типа и мощности рельсов, характеристик верхнего строения и подвижного состава, условий эксплуатации пути и технологии изготовления рельсов. Рельсы выходят из строя по износу и дефектам. Их следует изымать из пути при износе на определенную допустимую величину; по этому фактору и определяется срок службы рельсов. Так как головка рельса изнашивается проходящими по ней колесами, то износ измеряется площадью износа ω поперечного сечения головки рельса (рис.1).