8.10 Земляное полотно как геотехническая система и функции мониторинга
Аннотация
В данной статье приведены материалы по геотехнической системе земляного полотна и 5 уровней от А до Д. Описан мониторинг земляного полотна с результатами наблюдений, накопленных за предыдущие годы до его организации.
Ключевые слова: диагностика, земляное полотно, ПТС ЖДП, геотехническая система, мониторинг, АПБ.
Железнодорожный путь, как известно, представляет из себя единую инженерную конструкцию, в которой верхнее строение и земляное полотно взаимосвязаны и работают совместно в различных эксплуатационных и погодно-климатических условиях. Таким образом, для приведения железнодорожного пути в работоспособное техническое состояние должны быть ликвидированы не только повреждения его верхнего строения, но и установлены, а в дальнейшем устранены их причины, которыми во многих случаях являются деформации земляного полотна. Однако такого комплексного подхода к диагностике железнодорожного пути до сих пор нет, поэтому в ряде случаев средства, затрачиваемые на ремонт и содержание пути, не дают должной отдачи [2].
Земляное полотно при системном подходе может быть рассмотрена как подсистема в природно-технической системе железнодорожный путь (ПТС ЖДП) (рис. 1), которая взаимодействует с другими подсистемами и, выполняя функцию фундамента в конструкции железнодорожного пути, обеспечивает стабильность положения верхнего строения пути в пространстве в течение заданного срока эксплуатации.