3.2 Социальная значимость преимуществ морских перевозок

Авторы

  • Салимов Бахриддин Лутфуллаевич. И.о. профессор Ташкентского государтвенного транспортного университета. Шавқиддинов Умиджон Завқиддинович. Студент Ташкентского государтвенного транспортного университета.

Аннотация

Аннотация

Хотя Узбекистан не может напрямую выйти к берегам мировых морей, наша страна имеет свои корабли, свой флот, имеет возможности выступать на мировых морских путях. На наш взгляд, для этого необходимо решить ряд задач. Мы считаем, что реализация этих межгосударственных задач позволит вывести общественные отношения на современный уровень.

Ключевые слова: море, река, корабль, возможность, транспорт.

Abstract

Although Uzbekistan cannot go directly to the shores of the world's seas, our country has its own ships, its own fleet, and has opportunities to speak on the world's sea routes. In our opinion, to achieve this, a number of tasks must be solved. We believe that the implementation of these interstate tasks will bring social relations to the modern level.

Key words: sea, river, ship, opportunity, transport.

Как известно, в прошлом речной транспорт в нашей стране был эффективен. По нашим рекам постоянно ходят корабли и лодки. С 18 века расширение торговых связей между Россией и странами Востока положительно сказалось на развитии речного транспорта в Средней Азии. Тем временем интерес России к Средней Азии возрастал, и она постепенно приступила к реализации своего плана вторжения. Россия, оккупировавшая северное побережье Аральского моря и низовья Сырдарьи, в 1847 году сформировала Аральскую военную флотилию. Целью этой военной флотилии была защита оккупированных территорий, освоение новых земель и создание почвы для дальнейших походов. Так, впоследствии были полностью покорены ханства Средней Азии.

Российское правительство создало условия для развития речного транспорта в Средней Азии прежде всего в военных интересах и в целях контроля над территорией. Безусловно, этот речной транспорт, сформировавшийся со временем, положительно сказался на улучшении социально-экономических отношений в регионе. По Амударье с 1873 года налажено бесперебойное пароходное движение. В 1887 году была создана Амударьинская флотилия. К 1913 г. эта флотилия насчитывала 8 пароходов и 14 барж. Помимо обслуживания военных гарнизонов, они также занимались пассажирскими и грузовыми перевозками, а также почтовой связью. В 1923 году, во времена бывшего Советского Союза, пришедшего на смену Российской империи, было создано акционерное общество «Среднеазиатская пороховая промышленность». В это время у него было 20 кораблей, 50 барж и 1500 лодок, курсировавших по 887-километровому пути судов и катеров. И в последующие годы их число снова увеличилось. В 1930 году в Ташкенте был открыт морской техникум, чтобы обеспечить эту крупную отрасль необходимыми специалистами. В целях закрепления теоретических знаний на практике в 1939 году техникум был переведен в Чоржой.

К 1980 г. общая протяженность речных путей в Средней Азии составляла 2800 км. Судоходство по Амударье осуществлялось из порта Пяндж в Таджикистане в порт Мойнок в Узбекистане.

Безусловно, многие страны, особенно Республика Узбекистан, максимально используют преимущества внутренних водных путей. К сожалению, к сегодняшнему дню Аральское море почти пересыхает, поэтому использовать там суда уже невозможно. В Узбекистане водные пути и транспорт сохранились только в Амударье. Однако уровень воды в Амударье уже не тот, что раньше. В других наших реках низкий уровень воды не позволяет плавать речным судам.

Следует отметить, что вклад Амударьи в водный транспорт нашей страны значителен. Поэтому в 1950 году в городе Термез Сурхандойской области был построен первый речной порт. После этого, в 1952 году, в Ходжалы, еще одном городе на берегу Амударьи, был создан судоремонтный завод. Затем по берегам Амударьи были построены новые гавани, такие как Шарлавук, Торткол, Беруни, Каратов.

В настоящее время о водных путях и речном транспорте нашей страны, общей протяженностью около 1000 километров, можно представить следующие сведения. Речной флот страны насчитывает около 150 локомотивов, а также биржи, вспомогательные суда и другую технику. Грузы в основном перевозятся по направлениям Термез-Хайратон, Шарловук-Тортколь, Ходжайли-Тортколь, Ходжайли-Беруний, Каратов-Тахиатош. Среди речных портов велика доля экспортно-импортных грузов речного порта Термез. Этот порт способен принимать и отгружать более 2 миллионов тонн грузов в год. Однако объемы грузов, перевезенных по другим направлениям, не в лучшем состоянии. Пассажиропоток на этих речных дорогах нигде не зафиксирован. Конечно, такая ситуация имеет свои объективные и субъективные причины. Во-первых, затруднен ход речных судов из-за снижения уровня воды в Амударье из-за использования большого количества воды для орошения суши. Во-вторых, имеющиеся в составе Амударьинского флота корабли морально и физически устарели. Поэтому необходимо заменить эти корабли современными малогабаритными кораблями.

Известно, что Узбекистан за годы независимости развивает систему дорожного сообщения и ищет возможности прямого выхода на мировые рынки. В стране проводятся масштабные реформы в части совершенствования всех видов транспорта и проектирования новых дорог. Конечно, положительная работа, проводимая в области авиалиний, автомобильных дорог и железных дорог, заслуживает похвалы. Однако, на наш взгляд, морским путям и морскому транспорту уделяется недостаточно внимания, в то время как другие направления системы автомобильного сообщения находятся в центре внимания. Однако, как мы неоднократно отмечали выше, в наше время морской транспорт удобен, дешев и эффективен по сравнению с другими видами транспорта. Недаром почти 80 процентов мировой торговли осуществляется морским транспортом. Так почему бы нам не подумать об использовании такого эффективного морского транспорта. Имея собственные суда, мы не можем плавать по мировым морским путям под флагом Узбекистана на своих судах. Что мешает нам это сделать? Ответ один - ничто не может мешать. Только если есть желание, желание, усилие и воля к этому, финиш за нами. Если Узбекистан находится за тысячи километров от мировых океанов и морей, в глубине континента, то как он может выходить в море, иметь свои корабли и торговый флот?

Справедливый вопрос. По сути, Узбекистан расположен посреди суши, и нашей стране приходится проходить не одну, а две страны, чтобы выйти к морским границам мира. В такой ситуации идея владения собственными кораблями, собственным флотом может показаться немного странной.

Однако то, что она находится далеко от моря, не означает, что она не может строить собственные корабли и создавать собственный флот. Хотя Узбекистан не может напрямую выйти к берегам мировых морей, наша страна имеет свои корабли, свой флот, имеет возможности выступать на мировых морских путях. На наш взгляд, для этого необходимо решить следующие задачи.

Думаем, что реализация этих межгосударственных задач позволит вывести общественные отношения на современный уровень:

- во-первых, добиться подписания соглашений и контрактов со странами-партнерами, имеющими морские порты и морские порты, об использовании их портов;

- во-вторых, закупка сначала одного-двух современных кораблей ВМФ;

- в-третьих, наладить кооперацию с предприятиями, выпускающими современные корабли ВМФ, корабли которых закуплены. Создание совместных предприятий по обслуживанию судов и, по возможности, производству;

- в-четвертых, создание средних специальных учебных заведений и высших учебных заведений или специальных факультетов, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, служащих на флоте;

- в-пятых, подготовить и реализовать проекты соединения автомобильных и железных дорог, ведущих к морским портам, где стоят наши суда для доставки грузов;

- в-шестых, в перспективе по согласованию с заинтересованными странами и при поддержке мирового сообщества осуществить строительство канала, соединяющего Аральское море с Каспийским морем, предназначенного также для судоходства.

Если выше запланированные работы будут реализованы, возможности системы дорожного сообщения Узбекистана значительно увеличатся. Это приведет к снижению стоимости нашей экспортируемой продукции и найдет место для нашей продукции на мировом рынке. Потому что сейчас наша продукция перевозится кораблями других стран по очень высокой стоимости. Это приводит к росту цен на нашу продукцию. Недостаточно делать то, что мы рекомендовали выше. Это требует много денег, тяжелой работы, усилий и терпения. Если нам удастся выполнить эту непростую задачу, это обязательно даст свои положительные результаты в будущем. Это создает основу для роста экономики нашей страны, увеличения экспортно-импортного потенциала. Он служит улучшению социальных отношений населения, повышению авторитета нашей страны на международном уровне.

  

 

REFERENCES

  1. Salimov Bakhriddin Lutfullaevich. The Influence of the Transport and Communication System on Social Relations. Web of Semantic: Universal Journal on Ie Education. Volume 2 Issue 2, Year 2023. ISSN: 2835-3048.
  2. Salimov Bakhriddin Lutfullaevich. The Importance of Sea Transport in the Communication System. WEB OF SYNERGY: International Interdisciplinary Research Journal. Volume 2 Issue 1, Year 2023 ISSN: 2835-3013.
  3. Салимов Б.Л. Ижтимоий муносабатларнинг коммуникация ва транспорт тизими билан детерминистик боғлиқлигининг гносеологик таҳлили. Фалсафа фанлари доктори диссертацияси (DSc). Тошкент. Ўзбекистон Миллий Университети. 2022. 224 б.
  4. Бахриддин Лутфуллаевич Салимов (2022) ЎЗБЕКИСТОН ТАРАҚҚИЁТИДА КОММУНИКАЦИЯ ВА ТРАНСПОРТ ТИЗИМИНИНГ ЎРНИ. Academic research in educational sciences, 3 (TSTU Conference 1), 403-407.

Опубликован

2023-11-19

Как цитировать

Салимов Бахриддин Лутфуллаевич. И.о. профессор Ташкентского государтвенного транспортного университета. Шавқиддинов Умиджон Завқиддинович. Студент Ташкентского государтвенного транспортного университета. (2023). 3.2 Социальная значимость преимуществ морских перевозок. Научный журнал Инновационные технологии в строительстве, 3(1), 7–10. извлечено от https://inntechcon.uz/index.php/current/article/view/106