19. Идеи социального равенства древнегреческих ученых
Abstract
Аннотация
В философских воззрениях Платона верховенство закона сочетается с принципами равенства и общности. Платон понимает, что нарушение принципа справедливости в общественных отношениях основано на увеличении частной собственности, проще говоря, богатства. Аристотель придает большое значение человеческому обществу и общественным отношениям в нем. Они рассматривают человека как высокое биосоциальное существо, отличающее его от всех существ, как умственно, так и физически развитое, воплощающее в себе творчество и добро.
Ключевые слова: правовое государство, равенство, общность, принцип, богатство, равенство.
Abstract
In Plato's philosophical views, the rule of law is combined with the principles of equality and commonality. Plato understands that the violation of the principle of justice in social relations is based on the increase of private property, in simpler terms, it is wealth. Aristotle gives high value to human society and social relations in it. They consider man as a high bio-social being, who distinguishes him from all creatures, who is both mentally and physically developed, who embodies creativity and goodness.
Key words: rule of law, equality, commonality, principle, wealth, equality.
Принцип законности сочетается с принципами равенства и общности в философских воззрениях великого ученого, первоначальное имя которого было Платон и который известен и знаменит на Востоке как Платон. Платон понимает, что нарушение принципа справедливости в общественных отношениях основано на увеличении частной собственности, а при более простом объяснении — на богатстве, и определяет богатого человека так: «Богатыми называются некоторые люди, которые приобрели имущество, оцененное в очень большую сумму, хотя он нехороший человек». Как видно, в этом месте Платон раскрывает свое отрицательное отношение к частной собственности, говоря, что богатые люди — нехорошие люди. Однако это мнение великого ученого не совсем верно. Потому что было бы несправедливо судить всех богатых людей как нехороших людей. Так же как и не все бедняки хорошие люди. Потому что нелогично рассматривать представителей какой-либо категории, касты или профессии как всех хороших или всех плохих.
Также, кажется, следует с сомнением относиться к мнению великого ученого о том, что все общее. Главный вопрос здесь в том, чтобы люди жили вместе, без проблем имели общую собственность на все материальные и духовные блага, жили в равноправии. Но можно ли так жить в реальной жизни? На наш взгляд, ответ на этот вопрос – нет. Стоит отметить, что еще один великий ученый древности Аристотель в свое время высказывал взгляды, совершенно противоположные взглядам Платона.
«Вообще жить вместе непросто. Этот аспект особенно важен в вопросах общего участия во всех делах человеческих отношений. Очень хорошо сказано. Тем не менее, мы должны различать жизнь в сообществе и жизнь вместе. Эту фразу можно интерпретировать двояко. Первая - как семейно-бытовая жизнь, а вторая - совместное владение и пользование материальными и духовными благами в условиях общины. Здесь следует отметить, что преимуществ и удобств совместного проживания в семейно-бытовых жизненных процессах много, и оно имеет решающее значение в правильном установлении и функционировании общественных отношений на государственном уровне. По Аристотелю, «любая семья является частью определенных частей государства». Этот вывод очень хорошо согласуется с привычной нам сегодня фразой «Семья – это часть общества». Следует отметить, что в восточных странах совместная жизнь общиной, то есть семьей, признается особой ценностью. В частности, в независимой Республике Узбекистан, на нашей Родине, эти вопросы всегда находились в центре внимания и признавались одним из важных принципов государственной политики.
Теперь, если говорить о второй трактовке, совместном владении и пользовании материальными и духовными благами в контексте общины, то можно сказать, что в этом вопросе нельзя прийти к положительным выводам, как в первой трактовке. По словам Аристотеля, «существует высокий уровень разногласий между теми, кто владеет общим имуществом и совместно им пользуется». Доказательство этого мы можем ясно видеть в череде исторических событий нескольких тысячелетий, особенно в случае бывшего союзного государства, правившего 74 года. Это правда, что в первобытном общественном строе, известном как золотой век в истории человечества, человечество какое-то время жило в гармонии, владея всем вместе. Однако мы прекрасно знаем, что с течением времени между ними возникали конфликты и споры, а золотой век переживал кризис. В результате сообщество людей, некогда имевших равные права, разделилось на господствующий класс, который стал богаче, и низшие классы, которые стали беднее. С одной стороны, богатые женились в удовольствие, а с другой — бедняки жили в лишениях. «Нищета – источник ненависти и преступлений» в их жизни, что является основой нарастания противоречий в обществе. Представители низшего сословия, бедневшие день ото дня, всегда враждовали с представителями класса, имущество которого все более и более увеличивалось, и старались положить конец этим несправедливостям, возникшим в их глаза. Иногда они боролись открыто для достижения своих целей, а иногда боролись тайно, выжидая благоприятного случая долгие годы. Среди них были и те, кто добился своих целей и стал правящим классом из низшего класса. Однако, став правящим классом, они забыли свое прежнее положение и продолжили действия и ошибки своих предшественников, не сумев обеспечить справедливость в обществе. В результате колесо истории снова начало вращаться. Итак, что нужно сделать, чтобы человеческое сообщество жило в равенстве и согласии? По Аристотелю, эффективными лекарствами для борьбы с пороками среди людей являются следующие:
"- во-первых, мелкая частная собственность и труд;
- во-вторых, терпение;
- в-третьих, философия, потому что это важный инструмент в обеспечении успеха, необходимого для тех, кто хочет иметь радости жизни.
Если остановиться на трех упомянутых выше аспектах, то можно отметить, что они одинаково важны. Например, во-первых, у людей есть небольшой объем частной собственности, которого им достаточно для нормальной жизни. Теперь необходимо работать над сохранением и приумножением этого имущества. Во-вторых, предполагается, что если кто-то терпит без частной собственности, он может иметь ее в будущем. В-третьих, взаимное сотрудничество и гармония между людьми необходимы для обеспечения других положительных аспектов в обществе. А этого можно достичь, наблюдая за философом, то есть философствуя.
В целом Аристотель придает большое значение человеческому обществу и общественным отношениям в нем. Они рассматривают человека как высокое биосоциальное существо, отличающее его от всех существ, как умственно, так и физически развитое, воплощающее в себе творчество и добро. «Такой высокий уровень развития достигается только в обществе, в рамках общественных отношений. Наоборот, человек, живущий вне общества, общественных отношений и содержащихся в нем прав и законов, становится самым злым существом среди существ.
REFERENCES
- Салимов Бахриддин Лутфуллаевич. ИЖТИМОИЙ МУНОСАБАТЛАРНИНГ ШАКЛЛАНИШИ ВА БАРҚАРОРЛИГИНИ БЕЛГИЛОВЧИ МУҲИМ ТАМОЙИЛЛАР. Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. 3(3), March, 2023.
- Salimov B.L. The views of philosophiacal analysis of ancient greek scholaks on social relations // Web of scientific: International scientific research loural. Vol 2, lssue 7, lule, -Р.94-101
- Salimov B.L. The manifestation of dialectical principles in the life of the human and society // JournalNX: A Multidisciplinary Peer Reviewed Journal. Vol. 6, ISSUE 5, May, 2020. – Р.112-117.
- Салимов Б.Л. Ижтимоий муносабатларнинг коммуникация ва транспорт тизими билан детерминистик боғлиқлигининг гносеологик таҳлили. Фалсафа фанлари доктори диссертацияси. Ўзбекистон Миллий университети. Тошкент. 2022, 224 б.