13. Роль Великого Шелкового пути в развитии регионов

Authors

  • Салимов Бахриддин Лутфуллаевич. И.о. профессор Ташкентского государственного транспортного университета

Abstract

Аннотация

В статье ни одна древняя дорога не была так важна, как «Великий шелковый путь» по престижности, размаху и масштабу, эта дорога была первой и единственной коммуникационной магистралью, связывавшей Восток и Запад, соединявшей Азию и Европу, по которой проходило бесчисленное количество караванов. эта дорога на протяжении столетий анализируется.

Ключевые слова: влияние, масштаб, караван, дорога, сообщение, развитие.

Abstract

  In the article, no ancient road was as important as "The Great Silk Road" in terms of prestige, scope and scale, this road was the first and only communication route connecting East and West, connecting Asia and Europe, and countless caravans passed through this road throughout the centuries. analyzed.

Key words: influence, scale, caravan, road, communication, development.

 

 Неоспоримый факт, что когда речь заходит о древних дорогах, первое, что приходит на ум, это Великий шелковый путь. При этом мы не намерены преуменьшать значение «дорог Лал», «дорог Шах» и «дорог Яйлов». Безусловно, эти древние дороги имеют свое место в истории развития человеческого сообщения и дорожно-коммуникационной системы. Неспособность признать это есть не что иное, как алая несправедливость. Однако надо признать, что в развитии человечества ни одна дорога не имела такого значения, как «Великий шелковый путь» по престижности, размаху и масштабу. Эта дорога была первой и единственной в истории коммуникационной магистралью, соединявшей Восток и Запад, Азию и Европу. По этой дороге на протяжении веков проходили бесчисленные караваны. В караванах перевозили не только шелковые ткани, но и другие товары. Ассортимент перевозимых в нем продуктов был чрезвычайно разнообразен. Так как с Востока на Запад везли много и различных продуктов, то, в свою очередь, необходимые, различные продукты везли с Запада на Восток в больших количествах. «Великий шелковый путь» служил для удовлетворения потребностей народов в различных продуктах, которых у них не было, но которые были необходимы в жизни. В то же время это давало возможность отправлять продукты, произведенные самими людьми, но превышающие их потребности, в другие страны и получать от этого небольшую прибыль. Если говорить об этих процессах на языке современной экономики, то они создали условия для использования и развития импортного и экспортного потенциала стран. Еще одним важным аспектом «Великого Шелкового пути» является то, что эта дорога познакомила людей друг с другом. Народы, которые сначала были совершенно чужими и чужими, постепенно получали взаимную информацию о себе.

Если обратиться к источникам, основанным на научно-исторических свидетельствах, то можно заметить, что о «Великом шелковом пути» выдвигаются следующие взгляды: во-первых, «Великий шелковый путь» протяженностью 12 000 км был открыт во 2-м век до н.э. Эта дорога была не только торговым путем. В то же время он служил способом культурных и межнациональных связей между народами мира. Дорога начиналась в Сиане, городе на реке Хуанхэ в Китае, и имела два направления. Первый маршрут был из Китая в Самарканд. В Самарканде дорога снова разошлась. Один достиг Средиземного моря через Иран, а другой достиг Черного моря через Северный Кавказ.

Второй маршрут начинался из Китая, проходил через горные хребты Памиро-Тянь-Шаня, вел в Афганистан, а оттуда в Индию». Как видите, это описание постаралось дать как можно более краткое и ясное представление о Великом шелковом пути, и в какой-то мере это удалось. Как уже упоминалось, дорога началась из Китая. Этот маршрут охватывал весь азиатский континент и выходил к Индийскому океану, Персидскому заливу на юге и побережьям Средиземного и Черного морей на западе. Однако это не должно означать, что «Великий шелковый путь» заканчивался на этих морских берегах. Уже дальнейшая часть пути продолжалась по воде на кораблях и достигала других берегов моря. Эти стороны воды считались европейскими и африканскими побережьями. Можно сказать, что небольшие ответвления «Великого шелкового пути» продолжались во внутренних направлениях этих континентов. Поэтому «Великий шелковый путь» — это первая и единственная межконтинентальная дорога, соединяющая три континента земли, считающиеся местом древних и главных цивилизаций: Азию, Европу и Африку. Этот караванный путь служил человечеству, не теряя своего значения в течение 17 века или 1700 лет.

Гораздо более подробны научные выводы академика А. Аскарова о направлениях «Великого Шелкового пути». По его словам, «Великий шелковый путь» начинался из Сианя, древнего центра Китая, и доходил до Дуньхуана через другие китайские города, Ланьчжоу. В этом городе дорога расходится. Юго-западная ветвь «Великого шелкового пути» через пустыню Такла-Макан в Китае достигла Хотана, оттуда в Йоркент, через ущелья Памира в Вахон, а оттуда в Зариасп (Балх), столицу Бактрии. В Балхе дорога разделяется на три ответвления, западное ответвление идет в Марв, южное ответвление идет в Индию, северное ответвление идет через Термез в Дарбанд, Наутак, Самарканд.

 Северо-западная ветвь «Великого шелкового пути» идет от Дуньхуаня через Бами, Кучи, Турфан к Таримскому оазису – Кашгару. Оттуда она идет через Ташкурган в Узган, Ош, Куву, Ахсикент, Поп, оттуда через Аштскую степь в Ходжент, Зомин, Джизак, а затем в Самарканде соединяется с Наутакской дорогой. Дорога идет на запад из Самарканда в Добуссию, через пустыню Малик в Бухару и Ромитан, оттуда в Бойкент и Фароб через Варахшу и в город Амуль. Амулда примыкает к дороге из Марва в Ургенч вдоль Амуда. Доехав до города Марва, дорога шла в двух направлениях. От Марва на запад «Великий шелковый путь» протянулся через Тебриз и Нису в Парфии к Гекотомилу, Апалии и Экбатане (Хамадону) в Иране, а за ними к Ктесафону и Багдаду в Месопотамии. Оттуда Тигр направился на север по правому берегу реки Евфрат, достигнув Дамаска через Антиохию (Антокию) и достигнув Египта через города Тир и Иерусалим. Северная дорога из Марва шла через Амуль в Ургенч, оттуда по северному Каспию на Северный Кавказ, затем с севера Черного моря в Константинополь, проходя через Босфор и Дарданеллы в Средиземное море, в города Византии. После этого нет сомнений, что он распространился на другие части Европы. Как видно из приведенных комментариев, ответвления и направления «Великого Шелкового пути» имели свои альтернативы. Эта особенность также была одним из важных факторов функционирования «Великого Шелкового пути» на протяжении веков. Ведь если дорога становится опасной или закрывается по определенным причинам в одном направлении, движение продолжается в других направлениях. Например, как мы упоминали ранее, от Дуньхуана ответвлялся Великий шелковый путь. Это зафиксировано и в древних китайских письменных источниках. В частности, Северная дорога называется «Бэйдао», а Южная дорога называется «Нандао». Согласно историческим фактам, поскольку территории, через которые проходил Северный путь, несколько сотен лет находились под контролем гуннов, основные соединения на «Великом Шелковом пути» осуществлялись через Южный путь. Караванные предводители и купцы сочли нужным идти этим путем. Потому что для них вопрос доставки своих караванов и товаров в целости и сохранности до места назначения стоял на первом месте. Легче было идти безопасным путем, чем рисковать жизнью и богатством, идя по опасному пути. Конечно, им повезло, что в этот момент у них был выбор. Все эти процессы свидетельствуют о том, что между дорогами, входившими в «Великий шелковый путь», существовала внутренняя конкуренция. Все мы знаем, что где конкуренция, там и развитие.

 

REFERENCES

  1. Salimov Bakhriddin Lutfullaevich. The Importance of Sea Transport in the Communication System. WEB OF SYNERGY: International Interdisciplinary Research Journal. 2023. Volume 2 Issue 1, 272-275.   
  2. Salimov Bakhriddin Lutfullaevich, Ergashev Zakhriddin Muradkabilovich, and Saidov Abukarim Abdurahimovich. The Influence of the Transport and Communication System on Social Relations. Web of Semantic: Universal Journal on Innovative Education. Volume 2 Issue 2, (2023), 209-2
  3. Салимов Б.Л. Ижтимоий муносабатларнинг коммуникация ва транспорт тизими билан детерминистик боғлиқлигининг гносеологик таҳлили. Фалсафа фанлари доктори диссертацияси. Ўзбекистон Миллий университети. Тошкент. 2022, 224 б.
  4. Salimov Bakhriddin Lutfullaevich, Israilov Lazizbek Sunnatulloevich, and Jolgoshov Jaloliddin Jasurbekovich. 2023. The Great Silk Road Is a Regular Transport and Communication System in Human History. Web of Semantic: Universal Journal on Innovative Education. Volume 2 Issue 2, (2023), 194-197.
  5. Бахриддин Лутфуллаевич Салимов, Сафарали Ёрқин Ўғли Мейлиев, Бунёд Баҳодирович Тешаев (2022). БУЮК ИПАК ЙЎЛИНИНГ ИНСОНИЯТ КОММУНИКАЦИЯ, ЙЎЛ – АЛОҚА ТИЗИМИНИНГ РИВОЖЛАНИШ ТАРИХИДА ТУТГАН ЎРНИ. Academic research in educational sciences, 3 (11), 304-308.
  6. Salimov, Bakhriddin Lutfullaevich (2023). OPINIONS OF CENTRAL ASIAN SCHOLARS ON SOCIAL RELATIONS. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 3 (1-2), 178-182.
  7. Бахриддин Лутфуллаевич Салимов, Сафарали Ёрқин Ўғли Мейлиев, Бунёд Баҳодирович Тешаев (2022). БУЮК ИПАК ЙЎЛИНИНГ ИНСОНИЯТ КОММУНИКАЦИЯ, ЙЎЛ – АЛОҚА ТИЗИМИНИНГ РИВОЖЛАНИШ ТАРИХИДА ТУТГАН ЎРНИ. Academic research in educational sciences, 3 (11), 304-308.

 

Published

28-10-2023

How to Cite

Салимов Бахриддин Лутфуллаевич. И.о. профессор Ташкентского государственного транспортного университета. (2023). 13. Роль Великого Шелкового пути в развитии регионов. Innovative Technologies in Construction Scientific Journal, 2(1), 80–85. Retrieved from https://inntechcon.uz/index.php/current/article/view/90

Most read articles by the same author(s)