17. Диалектические взгляды Абу Райхана Беруни

Authors

  • 1. Салимов Бахриддин Лутфуллаевич. И.о. профессор Ташкентского государтвенного транспортного университета. 2. Мардонов Муҳаммаджон Жамолиддинович. Студент Ташкентского государтвенного транспортного университета.

Abstract

 

 .

 

Аннотация

Можно сказать, что Абу Райхан Беруни не был до конца уверен, что описанная выше процедура управления обществом будет реализована в его время. Абу Райхан Беруни подчеркивал, что добро и зло существуют от начала и до конца жизни и деятельности людей. Показано, что аморальное поведение человека и бесчеловечные поступки приводят к негативным выводам о нем.

Ключевые слова. Общество, управление, диалектическая смена событий и движения.

Abstract

  It can be said that Abu Rayhan Beruni was not completely sure that the above procedure regarding the management of the society would be implemented in his time. Abu Rayhan Beruni emphasized that good and bad exist from the beginning to the end of people's lives and activities. It has been shown that a person's immoral behavior and inhumane actions lead to negative conclusions about him.

Key words. Society, management, dialectical change of events and movement

Следует отметить, что идеи существования диалектического изменения и движения всех вещей и явлений часто встречаются в трудах среднеазиатского энциклопедиста Абу Райхана Беруни. Ярким примером тому является мнение алломы о том, что «текущая вода не ломается, как стоячая вода». В некотором отношении это замечание, согласующееся с выводом древнегреческого философа Гераклита о том, что «нельзя дважды войти в проточную воду одним и тем же образом», в равной степени относится как к процессам в обществе, так и в природе. В то же время между ними есть разница. Например, процессы в природе могут существовать без человека. Если в обществе нет человека, существование процессов в нем невозможно. Ведь правила общества создаются человеком, и человек может изменить эти правила, когда захочет.

Абу Райхан Беруни изложил свои своеобразные взгляды на общественные отношения: «По рассказам тех, кто живет в одной из дальних стран Магриба, управление землей в тех землях попеременно осуществляется между крестьянами и землевладельцами. В конце своего срока он сам уедет из страны, раздаст милостыню в знак благодарности и вернется к своему народу, и будет счастлив, словно освободившись от оков и занят своим делом. Эти взгляды ученого полностью соответствуют демократии, которая считается важной политической ценностью современной социальной действительности. Ведь одним из приоритетных принципов демократии является смена государственных управленцев на определенный период времени.

Можно сказать, что Абу Райхан Беруни не был до конца уверен, что описанная выше процедура управления обществом будет реализована в его время. Абу Райхан Беруни подчеркивал, что хорошее и плохое существует от начала и до конца жизни и деятельности людей. Показано, что аморальное поведение человека и бесчеловечные поступки приводят к негативным выводам о нем. Наглядным доказательством нашего мнения является следующая фраза Беруни: «Люди находятся в разных жизненных ситуациях. Одним из них они восхваляются, а другим порицаются». В самом деле. Трудолюбивые, честные и справедливые, служащие на пути добра и созидания, всегда получают аплодисменты и похвалу народа. Напротив, те, кто ставит свои личные интересы на первое место, эгоистичны, эгоистичны и идут по пути зла и разрушения, столкнутся с гневом и ненавистью народа. Мы можем видеть множество примеров таких ситуаций уже из древней истории, а также из сегодняшних реалий.

Верно, человек есть высшее из существ. Многие божественные благословения и способности, которых нет у других существ, даны ему одному. Создание и существование общественных отношений является результатом человеческого разума, знаний и труда. Благодаря сознательной деятельности человека на их основе возникли виды деятельности, служащие улучшению материально-бытового быта людей, такие как животноводство, земледелие, ремесла, торговля и многие профессии. Но, к сожалению, вышеперечисленное иногда разрушается самим человеком. Потому что, как бы мы это ни превозносили, «человек — обладатель тела, состоящего из противоположностей... соединений в его природе».

Анализируя общественные отношения, Абу Райхан Беруни отмечает, что люди, живущие в обществе, могут иметь разное мировоззрение: «Убеждения высшего сословия и простых людей в каждом народе отличаются друг от друга... В частности, мысли и воли этих сословий различны, и они противостоят друг другу.будут отличаться друг от друга по несовместимым вещам. Можно сказать, что эта идея была актуальна не только во времена Беруни, но не утратила своего значения и сейчас. Потому что есть ряд социальных слоев, групп и классов, которые определяют сегодняшние социальные отношения. В частности, в обществе присутствуют пожилые люди, люди среднего возраста, молодежь и несовершеннолетние, среди них школьники, студенты, пенсионеры, представители различных профессий, работники государственных органов и негосударственных организаций, а также безработные. люди. Социальное положение у них иное, и материально-бытовой уклад тоже иной. Поэтому естественно, что люди, живущие в обществе, не имеют одинакового мировоззрения. Например, жизнь наших соотечественников, выросших в полноценной семье, окончивших вузы, работающих на высокооплачиваемой государственной должности или имеющих собственный бизнес, выросших в условиях острого финансового дефицита, и поэтому не могли получить даже высшего образования, и при этом, в трудных условиях в зарубежных странах, работают по найму.Понятно, что их установки, мышление и мировоззрение неодинаковы. Невозможно и невозможно заставить их мыслить одинаково. В этом месте общество, стремящееся к возвышению.

Абу Райхан Беруни также признает, что мораль и наука занимают особое место в социальных отношениях. Наоборот, там, где царит безнравственность, далеко не факт, что будут положительные изменения в общественных отношениях. Безнравственность всегда сдерживала развитие человеческого общества. Человечество боролось с безнравственностью с самого начала сознательного существования. В этой борьбе он иногда побеждал, а иногда проигрывал. Тогда в обществе распространились такие негативные пороки, как ложь, коррупция, обман, предательство. Жаль, что некоторые люди в обществе даже не осознают, что находятся под влиянием этих аморальных пороков. Потому что «ложь отвращает человека от справедливости; произвол, лжесвидетельство, предательство доверия, присвоение чужого имущества путем обмана, воровства и другие дурные привычки, вызывающие разрушение мира и людей, украшающие человека.

Безнравственность разрушает общественные отношения, а нравственность укрепляет общественные отношения. Она состоит в том, чтобы воспитывать нравственные качества и тем самым создавать образ жизни, достойный человечества. Сам Беруни пишет по этому поводу: «Помимо хороших нравов, человек, обративший свое внимание на мир, пожертвует тем, что найдет, получит награду в этом мире, достигнет своих целей и желаний и будет счастлив в мире. ." Что такое само счастье?

По этому поводу могут быть разные выводы. Потому что каждый понимает счастье по-своему. На наш взгляд, счастье – это способность человека прожить свою жизнь так, как он хочет, жить со своей второй половинкой, заниматься любимой профессией, получать соразмерную своему труду высокую зарплату, вести достойный образ жизни с полное материальное обеспечение, находиться в объятиях семьи, сформированной на основе высоких духовных ценностей, и именно жить мирной и благополучной жизнью в лоне общества, способного обеспечить ему перечисленные выше условия. Безнравственные пороки возникают и процветают в результате невежества и невежества. И наукой и знанием искореняется корень аморальных пороков. Потому что знающий и образованный человек различает хорошее и плохое, понимает, что нравственные качества важны для его собственного прогресса и прогресса общества, и использует все свои способности для принятия решения. В заключение: «Чистота знания выше чистоты всего остального; потому что невежество уничтожается знанием, а сомнение, являющееся субстанцией боли и страдания, заменяется уверенностью в результате знания.

 

   REFERENCES

  1. Salimov Bakhriddin Lutfullaevich. The Role of the Category of Chance in the Analysis of Social Life. Web of Semantic: Universal Journal on Ie Education. Volume 2 Issue 2, Year 2023. ISSN: 2835-3048.
  2. Salimov Bakhriddin Lutfullaevich. The Role of Principles Such as Education, Law and Spirituality in Social Relations. Web of Semantic: Universal Journal on Ie Education. Volume 2 Issue 2, Year 2023. ISSN: 2835-3048.
  3. Salimov Baxriddin Lutfullaevich. The philosophical role of dialectical categories in human life. Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. Volume: 1, lssue 6,  2021. -Р.406-410.
  4. Салимов Бахриддин Лутфуллаевич ,Ҳасанов Миршод Нўъмонович. ШАРҚ МУТАФАККИРЛАРИНИНГ КОМИЛ ИНСОН ТАРБИЯСИ МАСАЛАЛАРИ ТАҲЛИЛИ. Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. Volume: 2, lssue 4,  2022. -Р.1345-1354.      

Published

28-10-2023

How to Cite

1. Салимов Бахриддин Лутфуллаевич. И.о. профессор Ташкентского государтвенного транспортного университета. 2. Мардонов Муҳаммаджон Жамолиддинович. Студент Ташкентского государтвенного транспортного университета. (2023). 17. Диалектические взгляды Абу Райхана Беруни. Innovative Technologies in Construction Scientific Journal, 2(1), 103–107. Retrieved from https://inntechcon.uz/index.php/current/article/view/94